30.09.2018 Доклад «Некоммерческий сектор Тамбовской области: проблемы, потребности, тенденции и перспективы»

В данном докладе отражены основные проблемы НКО региона, их потребности, тенденции и перспективы в развитии, отношение населения к НКО и др. Доклад подготовлен в рамках проекта АНО «Юридический Центр «Гарант» «Поддержка некоммерческих организаций и развитие гражданских инициатив в Тамбовской области» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕКТОРЕ
Развитие внутрисекторного взаимодействия
Данная тенденция - одна из наиболее значимых в развитии некоммерческого сектора Тамбовского региона за последние два года. В настоящее время в среднем НКО имеют не более трех партнеров среди других представителей некоммерческого сектора. Наиболее часто сотрудничество возникает между НКО, работающими в рамках одного и того же направления (для проведения мероприятий по единому профилю – для малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров и т.д.). Это свидетельствует о том, что некоммерческие организации региона объединяют свои усилия, чтобы реализовать цели своей деятельности в условиях дефицита необходимых материальных, финансовых, человеческих, информационных и иных ресурсов. Вместе с тем, среди НКО возрастает осознание необходимости консолидации некоммерческого сообщества для достижения общих социально значимых целей. Так, на протяжении текущего года НКО все чаще объединяются для проведения межотраслевых мероприятий (например, фестивалей НКО, информационно-правовых игр для НКО, для подготовки и распространения социальной рекламы и др.).
На настоящий момент наиболее распространенными формами сотрудничества НКО являются совместное проведение мероприятий и информационный обмен, реализация социально значимых проектов и программ, участие в проектах одних НКО профильных специалистов, являющихся представителями других (психологи, юристы и т.д.).
Привлечение к деятельности НКО профильных специалистов, имеющих необходимое образование и практику
С ростом роли НКО в общественно-политической сфере к деятельности НКО неизбежно предъявляются более высокие требования. Современные реалии диктуют НКО новые тенденции: все чаще руководство организацией требует навыков управления; подготовка финансовой отчетности по социальным проектам – знаний бухгалтерского учета; информационное освещение деятельности – привлечения фотографов, видеографов; для создания устойчивого образа организации среди населения необходима работа PR-специалистов и т.д.
Немаловажную роль играет и такой внешний фактор, как необходимость выполнения условий и требований «заказчика» мероприятий (в том числе грантооператора), когда для выполнения той или иной функции в проекте требуется привлечение профессионального специалиста – бухгалтера, юриста, психолога, педагога и т.д.
Указанные условия являются движущим фактором в развитии межсекторного взаимодействия НКО. Так, НКО находят востребованных им специалистов среди своих коллег по третьему сектору. В рамках этой работы между НКО заключаются соглашения об оказании профильных услуг – юридического консультирования, оказания психологической помощи, проведения обучения и др.
Кроме данного пути НКО находят профессиональных специалистов также и вне некоммерческого сектора. То есть в качестве добровольцев привлекают к своей деятельности профессионалов, работающих в коммерческой сфере, сфере образования и др.
Данная тенденция развития НКО региона существенно увеличивает привлекательность услуг третьего сектора.
Формирование у НКО представления о месте некоммерческого сектора на рынке социальных услуг
Согласно данным опроса, проводимого Юридическим Центром в 2016 году, большинство НКО отмечали, что у них отсутствуют стимулы для взятия на себя части государственных функций по оказанию социальных услуг. В качестве основных опасений для выхода на рынок социальных услуг большинство НКО отмечало «боязнь утраты качества услуг, которые НКО оказывает населению», «неспособность конкурировать с коммерческими структурами», «невозможность заменить бюджетные организации, оказывающие подобного рода услуги». Многие НКО не рассматривали социальные услуги в качестве источника получения ресурсов (информационных, материальных, экспертных и т.д.) для собственного развития и выражали недоверие к такому формату работы.
К настоящему времени можно говорить не только об увеличении числа НКО, включенных в реестр поставщиков социальных услуг, но также об изменении отношения НКО к данному вопросу.
Так, статистика обращений за бесплатной юридической помощью свидетельствует о желании НКО разобраться в вопросах включения в реестр, особенностях работы НКО, являющихся поставщиками услуг и др.
Опрос НКО, не включенных в реестр, показал заинтересованность некоммерческого сектора в принятии на себя части функций по оказанию государственных услуг. Возросла уверенность в собственных силах. Так «боязнь утраты качества услуг, которые НКО оказывает населению», «неспособность конкурировать с коммерческими структурами», «невозможность заменить бюджетные организации, оказывающие подобного рода услуги» в 2018 году отмечает лишь каждая пятая опрошенная организация. Остальные больше не выбирают указанные причины в качестве препятствий. Основной проблемой для НКО в настоящий момент является сложность в понимании самой процедуры включения в реестр поставщиков, а также необходимость получения информации об особенностях дальнейшей работы после включения в реестр.
ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ НКО В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализ проблем и потребностей проведен на основе обращений НКО в Ресурсный центр Юридического Центра «Гарант», а также опросов, проведенных среди НКО при участии АНО «Центр социокультурной аналитики».
Проблемы, связанные с материальным обеспечением деятельности НКО
К данным проблемам можно отнести недостаток у НКО средств на приобретение оргтехники; на подготовку качественных раздаточных материалов, способных заинтересовать аудиторию, привлечь внимание к проблемам, с которыми работают НКО; отсутствие у НКО реквизита для проведения мероприятий (технического, стоек-табличек, баннеров, мебели и т.д.).
Кроме того, отдельно необходимо выделить отсутствие у НКО площадок для проведения мероприятий. В среднем каждая третья из опрошенных НКО отмечает данную проблему в качестве основной, имеющейся в организации при планировании крупных мероприятий. Действительно, в регионе отсутствует площадка, которую НКО свободно могли бы использовать при проведении мероприятий с количеством участников от 100 человек. Каждой НКО приходится решать данный вопрос самостоятельно, через партнеров, спонсоров, институты государственной власти, образовательные организации. Кроме того, многие НКО не имеют оборудованных пространств для офисной работы.
На решение проблем материального обеспечения Ресурсным центром Юридического Центра «Гарант» направлено открытие Дежурных офисов, где НКО могут бесплатно воспользоваться оргтехникой для подготовки цветных раздаточных материалов, брошюровки отчетов, ламинирования листовок и пр. Расходные материалы в Дежурных офисах также предоставляются безвозмездно. В настоящий момент Дежурные офисы работают в городах Тамбов, Моршанск и Кирсанов. Ресурсным центром запланировано расширение сети офисов на территории региона.
Относительно площадок для НКО отметим, что в настоящее время ряд регионов России имеет положительный опыт создания коворкинг-центров для НКО, «домов НКО», «некоммерческих центров» и иных комплексов для устойчивой и продуктивной работы НКО, конструктивного взаимодействия, обмена опытом, развития профессиональных навыков, проведения мероприятий для клиентов НКО. Полагаем, что НКО Тамбовской области нуждаются в создании подобного центра, где были бы организованы места для офисной работы с необходимой техникой и сетью wi-fi, зал для проведения мероприятий с проектором и звуковой аппаратурой, зона для проведения пресс-конференций, интервьюирования и прочих медиа-мероприятий.
Проблемы юридического и бухгалтерского сопровождения деятельности НКО
Проблемы юридического и бухгалтерского сопровождения деятельности отмечают сами НКО. Кроме того, анализ обращений представителей НКО в Ресурсный центр позволяет сделать выводы о недостаточной компетенции НКО в указанных вопросах. Организации совершают много юридических и бухгалтерских ошибок в текущей деятельности, которые нередко влекут для них правовые последствия. Сюда относится как текущее обеспечение деятельности организации, так и подготовка отчетности, внесение изменений в уставные документы, подготовка организации к выполнению социального проекта и др.
Решение данных проблем Ресурсный центр видит в развитии системы бесплатной юридической помощи НКО региона, организации курсов, тренингов и иных мероприятий, направленных на практическое обучение управленцев и других представителей НКО в вопросах бухгалтерского и юридического сопровождения.
Недостаток профессиональных кадров, занятых в НКО на постоянной основе
Зачастую состав коллектива НКО формируется из 2-3 человек, оформленных на условиях трудовых договоров. Остальную часть коллектива составляют привлеченные лица – добровольцы, партнеры, которые, не являясь постоянным составом, часто меняются или выполняют лишь отдельно взятые функции (в рамках социального проекта, при проведении конкретного мероприятия и т.п.). Подобных условий, как правило, недостаточно для осуществления непрерывной и эффективной деятельности.
Кроме того, проблемой является и отсутствие специалистов специфической направленности, необходимых для развития НКО, а именно - юристов, бухгалтеров, специалистов по фандрайзингу, стратегическому планированию, социальному маркетингу и т.д.
Добровольцы привлекаются в НКО для осуществления разовых акций и не могут влиять на стратегическое развитие организации.
Полагаем, что в указанных условиях необходимы действия по профессиональной подготовке и переподготовке работников некоммерческого сектора.
На решение данного вопроса Ресурсным центром направлена организация курса повышения квалификации для сотрудников НКО. Курс будет проводиться в 2019 году совместно с ТГУ имени Г.Р. Державина в рамках проекта, поддержанного региональной субсидией, предоставленной Юридическому Центру «Гарант». По окончании обучения представители НКО получат удостоверения государственного образца.
Кроме того, Юридическим Центром ведется работа по формированию партнерства среди НКО:
•    в вопросах привлечения профильных специалистов из одних НКО в другие на период реализации проектов, для проведения мероприятий и т.п.
•    для осуществления между НКО совместной текущей деятельности (в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве).
Низкий уровень навыков информационного освещения работы
Зачастую, информационная работа конкретной НКО ведется в отношении узкого круга граждан, непосредственно заинтересованного в деятельности этой организации. Остальная же часть населения остается в стороне от информационного освещения социально ориентированных мероприятий организации. Население не знает о существовании многих НКО и о возможности внести свой вклад в социально ориентированную деятельность (сделать пожертвование, стать добровольцем и т.д.), либо наоборот – воспользоваться услугами организации (получить материальную помощь, посетить мероприятие и др.). В особенности это актуально в отношении граждан, проживающих за пределами областного центра. Работа с жителями таких районов для многих НКО, зарегистрированных в г. Тамбове, весьма осложнена. Донести информацию о своей деятельности до населения «глубинки» многим НКО сложно как в организационном, так и в финансовом плане.
Кроме того, проблемы с информационным освещением и позиционированием своей работы для многих НКО обусловлены неумением презентовать себя (готовить релизы для СМИ, формировать емкие и интересные размещения в сети Интернет, в том числе социальных сетях, способные заинтересовать широкую аудиторию) и отсутствием качественных презентационных материалов.
Для решение этой проблемы специалистами Ресурсного Центра ведется работа по формированию новостных сведений о достижениях и мероприятиях НКО региона; готовятся и распространяются в СМИ «социальные досье» на организации, призванные привлечь внимание к НКО; проводятся мастер-классы, курсы и иные мероприятия, направленные на развитие у представителей НКО навыков информационного освещения деятельности их организаций.
Низкий уровень узнаваемости НКО среди населения
Презентации многих НКО, работающих на протяжении достаточно долгого времени, морально устарели. Они перестали быть привлекательными для широкой аудитории и не способны заинтересовать новых добровольцев и жертвователей. Многим организациям в настоящий момент требуются услуги специалистов по ребрендингу. Более того, определенная часть НКО нуждается в полном создании своего фирменного стиля, так как он отсутствует еще с самого начала деятельности организации.
При проведении опросов населения области респондентам предлагалось определить, логотип какой некоммерческой организации перед ними. К сожалению, устойчивый результат в определении логотипа имели только 6 НКО (среди жителей областного центра). В районах области показатель узнаваемости был еще ниже – 2-3 НКО.
Для решения данной проблемы Ресурсным центром запущена специальная программа поддержки НКО, в рамках которой организации смогут безвозмездно получить услуги по разработке фирменного стиля (логотипов, бланков, визиток и т.д.). В начале 2019 года запланировано оказание услуг не менее, чем 7 НКО региона.
МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ
Ниже приведены результаты опроса населения области, проведенного в середине 2018 года Юридическим Центром «Гарант» совместно с АНО «Центр социокультурной аналитики». В опросе приняло участие 1620 респондентов.
Таким образом, можно сказать, что в целом население области осведомлено о деятельности некоммерческого сектора региона. При этом знания преимущественно являются поверхностными. Так, согласно данным опроса населения 36,36% опрошенных обладает знаниями об НКО, а 47,72% имеют лишь приблизительные представления. Совсем не владеют информацией об НКО – 15,93%. При этом каждый 8 из опрошенных респондентов принимал участие в деятельности НКО – делал пожертвование, был добровольцем, получал помощь.
Чаще участвуют в деятельности некоммерческих организаций люди в возрасте от 25 до 60. Представители старшего поколения и молодежь до 20 лет наименее активна. В данном случае речь идет о пожертвованиях, вносимых в НКО; помощи на мероприятиях и при ведении групп в социальных сетях; распространение информации о нуждах организации и т.д.
Среднее время, которое заинтересованные жители области готовы уделить для добровольческой помощи НКО – один-два часа в неделю. При этом большее число из опрошенных граждан (свыше 70%) отдают приоритет в оказании разовой материальной или финансовой помощи (внести пожертвование, безвозмездно отдать вещи или игрушки), реже отмечая возможность помогать систематически, уделяя какое-то количество времени на нужды НКО (убирать территорию, сопровождать малоподвижных клиентов НКО, организовывать акции и мероприятия).


 

Все новости